Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
02 Май 2014

Общая характеристика и принципы спортивных тренировок

1) общая характеристика спортивных тренировок;

2) задачи спортивных тренировок;

3) дидактические принципы;

4) закономерности спортивных тренировок (специальные принципы).

 

     1. Общая характеристика спортивных тренировок. Система спортивных тренировок представляет собой многокомпонентный процесс использования всех факторов (методы, средства, условия), которые позволяют воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

     Спортивная форма – это наилучшая готовность спортсмена к достижениям в своем виде спорта.

     Имеет 3 фазы:

1) приобретения (совпадает с первой половиной подготовительного периода). Спортсмен достигает более высокого уровня развития физических качеств на данном этапе. Это и создает фундамент для новой спортивной формы.

2) сохранения и относительной стабилизации (попадает на конец подготовительного и соревновательный периоды). Характеризуется повышением спортивных результатов при некоторой волнообразности в изменении нагрузок.

3) утраты (происходит переход на более низкий уровень функции организма, сопровождается снижением нагрузок).

 

 

     Важнейшие черты спортивной тренировки:

1) спортивная тренировка представляет собой педагогически организованный процесс, который характеризуется всеми основными признаками направленного процесса обучения и воспитания;

2) методическую основу спортивных тренировок составляет система методов упражнения, построенная таким образом, чтобы достигался наибольший эффект развития тренированности спортсмена.

     Тренированность: общая – степень приспособления к комплексу различных видов деятельности; специальная – степень приспособленности организма спортсмена к специфическим требованиям конкретного вида спорта.

     Составной частью спортивных тренировок является тренировочная нагрузка – общее суммарное воздействие на организм спортсмена выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств восстановления.

     Основными факторами, определяющими тренировочную нагрузку, являются ее объем и интенсивность, а также характер восстановления организма спортсмена. Объем нагрузки – это общее количество выполненных упражнений. Интенсивность – выполнение упражнений с повышенным напряжением. Кроме того в спортивных тренировках применяются определенные средства и методы, и специальные меры, направленные на организацию отдыха с целью восстановления организма (реабилитация).

 

     2. Задачи спортивных тренировок:

а) общие:

1) оздоровительная (с помощью средств физического воспитания и спортивных тренировок, повышается иммунитет организма к неблагоприятным воздействиям внешних условий);

2) образовательная (овладевание знаниями, правильного применения средств и методов спортивной тренировки, использование средств и методов самостоятельно);

3) воспитательная (создание условий для формирования жизненно важных умений и навыков); умение – бегать, прыгать, плавать, лазить; навыки – трудовое воспитание, коллективизма, самостраховки, военное дело, самообслуживание.

б) специальные:

1) обучающая (обучение и совершенствование техники избранного вида спорта);

2) развивающая (развитие физических качеств спортсмена);

3) совершенствование (совершенствование отдельных сторон подготовки спортсмена).

 

     3. Дидактические принципы – характерны для любого процесса обучения и воспитания:

а) научность;

б) воспитывающего характера обучения;

в) сознательность и активность;

г) наглядность;

д) прочность;

е) систематичность и последовательность;

ж) доступность;

з) индивидуальный подход (предполагает учет индивидуальных особенностей ученика, ориентируется на его физическое развитие, физические возможности его организма, его обучаемость и тренированность).

 

     4. Закономерности спортивных тренировок – отражают закономерные связи между тренировочными воздействиями и ответными реакциями организма спортсмена.

     Закономерности:

1) направленность к высшим достижениям (отличительной особенностью спорта является соревновательная деятельность, поэтому вся подготовка спортсмена направлена к выступлению в основных соревнованиях сезона, дается четкая ориентация на победу. Несмотря на конкуренцию, стремление к высшим достижениям не прекращается, кроме того, рост достижений способствует применению наиболее эффективных средств и методов тренировки, совершенствование инвентаря и оборудования, усиление интенсивности тренировочного процесса).

2) принцип углубленной специализации. Достижение результатов экстра-класса требует от спортсмена огромных усилий и времени для подготовки. Поэтому, очевидно, невозможно совмещать одну спортивную деятельность с еще одним видом спорта.

3) непрерывность тренировочного процесса характеризуется тем, что:

а) спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс. Все его звенья взаимосвязаны и выполняют максимальные задачи достижения результата;

б) воздействие каждого тренировочного занятия, микроцикла, этапа как бы наслаиваются на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;

в) работа и отдых в процессе спортивной тренировки ограничиваются так, чтобы обеспечить наилучшее развитие качеств и особенностей, определяющих уровень спортивного мастерства.

4) единство общей и специальной подготовки. Принцип основан на тесной взаимосвязи различных функций и систем организма. Тренируя одну группу мышц, мы тренируем другую. Выполняя обще подготовительные упражнения, мы готовим организм к дальнейшим специальным нагрузкам и наоборот.

5) единство постепенности и увеличения тенденции к предельным нагрузкам (маленькие тренировочные нагрузки не дают необходимого тренировочного эффекта, поэтому тренер использует большие и максимальные нагрузки). Это заставляет предъявлять тренерам на каждом этапе требования близкие к пределам возможностей спортсмена, т.е. максимальные требования. Это является наилучшим способом для более эффективного протекания приспособления организма к нагрузкам. Нагрузка должна возрастать постепенно, из года в год, достигая максимально на этапе подготовки к высшим достижениям, иначе возможно состояние перетренировки.

6) принцип волнообразности и вариативности нагрузок.

Форма волны как нельзя лучше подходит к описанию динамики изменения нагрузки (в течение одного тренировочного занятия нагрузка может повышаться и понижаться). Волновое изменение нагрузок позволяет избежать несоответствия между видами работы различной преимущественной направленности, между процессами утомления и восстановления.

7) Цикличность тренировочного процесса.

Означает развитие его в рамках определенных, систематически повторяющихся отрезков времени. Различают: микро-, мезо- и макроциклы.

     Макроцикл, или годичный определяет закономерности развития спортивной формы (каждый последующий цикл тренировки должен включать новые элементы, а не повторять предыдущие. Нужно для того, чтобы решались постоянно усложняющиеся задачи).

8) Единство и взаимосвязь соревновательной деятельности и подготовленности.

     Эффективное построение процесса подготовки требует придавать любому занятию рациональную структуру, которая обеспечивает эффективное ведение соревновательной борьбы.