Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

 

    В этой статье мы начнём ознакомление с методикой изучения функциональных асимметрий спортсмена. Под функциональной асимметрией (ФА) понимается неравенство функ­ций полушарий головного мозга, проявляющееся на моторном, сен­сорном и психическом уровнях. При этом моторная (или двигатель­ная), сенсорная и психическая асимметрия взаимосвязаны между со­бой. Моторная асимметрия — это совокупность неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигатель­ного поведения и его выразительности. Сенсорная асимметрия — это проявление неравенства функций органов чувств. Психическая асим­метрия рассматривается в узком и широком смыслах. В узком смысле проявляется в организации отражения окружающей действительности, а в широком смысле — в обеспечении целостной нервно-психической деятельности человека. В возрастном аспекте психическая асиммет­рия является более поздним образованием, чем моторная и сенсорная, что обусловлено развитием лобных долей головного мозга вплоть до 15-16 лет.

 

 

     ФА спортсменов рассматривается как фактор достижения высо­ких спортивных результатов. Влияние ФА зависит от специфики вида спорта. В зависимости от вида спорта ФА является либо положительным, либо отрицательным фактором. Под влиянием спортивной деятельности ФА может усиливаться (например, теннис, волейбол, единоборства, стрелковые виды и др.) или, наоборот, сгла­живаться (циклические виды спорта, прыжки в воду, прыжки на бату­те и др.).

 

    Индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) — это присущее кон­кретному человеку (спортсмену) сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий. Он может быть односторонним (правосто­ронним или левосторонним) и смешанным. У большинства людей от­мечена правосторонняя асимметрия рук, ног, зрения (по прицельной способности) и слуха и левосторонняя асимметрия функций осяза­ния, обоняния и вкуса.

 

   В целом ФА спортсменов изучается в рамках проблемы реализа­ции индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе, формирования индивидуального стиля деятельности и спортивной ори­ентации и отбора.

 

     Исследование моторной асимметрии предусматривает определение ведущей руки и ноги, сенсорной — ведущего глаза, психической — типа полушарной активности головного мозга. ИПА строится на основе полученных данных.

 

      Начнём с упражнений для определения ведущей руки.

 

1.      Упражнение «Самооценка».

 

Инструкция: «Какая рука, по вашему мнению, является у вас веду­щей, т. е. более активной».

 

2.      Упражнение «Аплодисменты».

 

Инструкция: «Давайте представим, что мы на концерте и аплодируем выступающим. Ведущей является рука, которая более активна, т. е. ударяет по ладони другой. Если вы держите ладони параллельно, то доминирования не выявлено и по данному тесту вы — амбидекстр».

 

3.      Упражнение «Поза Наполеона».

 

Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».

 

4.      Упражнение «Переплетение пальцев».

 

Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По коман­де сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».

 

5.      Упражнение «Поднимите упавшую ручку».

 

Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука — это рука, в которой вы держите поднятую ручку».

 

6.      Упражнение  «Динамометрия».

 

Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».

 

Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжми­те усилие, а затем '/2 от данного усилия. Аналогичную процедуру вы­полните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему от­клонению от идеального '/2 усилия. Например, вы правой рукой по­казали 32, а '/2 усилия — 22: ошибка составила (+6). А левой рукой — 30 и 13: ошибка — (-2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».

 

7.      Упражнение «Рисунок».

 

Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По ко­манде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой — круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой — квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром.

 

8.      Упражнение «Поймать мяч».

 

Инструкция: «Встаньте в парах на расстоянии 3-5 шагов друг напротив друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его должен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы поймали мяч, является ведущей».

 

9.  Упражнение «Бросок».

 

Инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть этим шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух мет­ров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попада­нию».

 

 

 

       Упражнения для определения ведущей ноги.

 

1.      Упражнение «Самооценка».

 

Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч, какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».

 

2.      Упражнение «Нога на ногу».

 

Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху — ведущая».

 

3.       Упражнение «Шаг вперед».

 

Инструкция: «Задание выполняется из и. п. стоя. По команде — подъ­ем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, кото­рой вы сделали шаг, является ведущей.

 

4.       Упражнение «Ступенька».

 

Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде подни­митесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали дви­жение, является ведущей (маховой)».

 

5.       Упражнение «Длина шага».

 

Инструкция: «Задание выполняет одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по санти­метровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же левой. Веду­щая нога определяется по лучшему результату».

 

6.       Упражнение «Прыжок в длину толчком одной ноги».

 

Инструкция: «Вам следует, не наступая на линию, выполнись пры­жок в длину толчком одной ноги. Партнер измеряет длину прыжка по сантиметровой шкале. Для каждой ноги дается по две попытки. Веду­щая нога определяется по меньшему среднему значению».

 

7.       Упражнение «Проба на равновесие».

 

Инструкция: «Задание выполняется поочередно в парах. Один при­нимает и. п. стоя руки вперед с закрытыми глазами. По команде следу­ет поднять правую ногу вперед и сохранить это положение как можно дольше. Отсчет времени ведется мною вслух. Партнер фиксирует вре­мя (с) по постановке ноги на пол. Наименьшее время удержание опре­деляет ведущую ногу».

 

8.       Упражнение «Удар по мячу».

 

Инструкция: «Представьте себя футболистом. Перед вами ворота, вы бьете пенальти... разбегаетесь, удар! Какой ногой вы ударили по мя­чу? — она ведущая при ударе ногой».

      

© 2014 Блог Ильи Шоломицкого Всё о теннисе. Все права защищены.